Retair: облачная платформа на основе математической алгоритмизации

Компания Retair специализируется на разработке облачных решений по автоматизации и роботизации бизнеса. За 5 лет компанией была разработана платформа, позволяющая автоматизировать большинство бизнес-процессов крупного и среднего бизнеса в ритейле.

Ключевой продукт платформы – облачная система управления складскими запасами.

Идея

Формирование идеи продукта началось в 2015 году благодаря компании– ритейлеру, продающей спортивные товары, где Максим Матвеев, будущий основатель Retair, работал IT-специалистом. Компания решила внедрить систему линейной оптимизации в цепочку поставок, основанную на продукте IBM ILOG. Поскольку специалистов по данному продукту в России не существовало, было принято решение обучить своих сотрудников. Коучами были сами создатели продукта – разработчики IBM из Франции. Обучение проходило в формате челленджей – давались вводные, ставилась задача, через 7 дней ее закрывали и все начиналось снова. В процессе «боевого внедрения» в бизнес-процессы компании пришло понимание, что продукт не является универсальным – например, не подходит для построения прогноза продаж.

Затем Максим работал в нефтяной компании, где на основе того же продукта от IBM была реализована логистическая система оптимизации маршрутов с целью минимизации порожнего пробега вагонов. После завершения этого проекта Максим приобрел опыт по внедрению системы в одну из российских почтовых служб с целью минимизации загруженности магистральных сортировочных узлов. Конечной целью являлось сокращение времени доставки почтовых отправлений.

Самым важным опытом стала работа в крупной компании – дистрибьюторе запасных частей для коммерческого транспорта, где пришлось решать все три вышеизложенные задачи в рамках оптимизации системы управления запасами – конечными целями было расширение ассортиментного портфеля, борьба с излишками и недопоставкой.

Максим Матвеев, основатель компании Retair

Благодаря полученному опыту Максим понял, как ведет себя спрос, а также сформировал для себя три главных типа проблем, которые испытывает любой бизнес в сфере ритейла, управляющий большим количеством SKU:

1. Дефицит. Хороший пример – остановка производства из-за сырья, которое закупили с опозданием.

2. Проблемы логистики, связанные с несвоевременным перемещения товаров по филиалам. Результатом являлись упущенные продажи.

3. Замороженные средства, сформировавшиеся благодаря неликвидам. В пример можно привести компанию, у которой образовалось множество излишков из-за плохого расчета покупательского спроса, в том числе с учетом фактора сезонности.

Программа от IBM не подходила для комплексного решения этих задач, и Максим решил сделать свой продукт, который мог бы полностью «исцелить» всю боль ритейл-бизнеса в процессах управления запасами и сырьем. Так появилась первая версия автоматизированной системы по управлению запасами. С появлением второго заказчика была выбрана SaaS бизнес-модель, и продукт превратился из «коробочного» в облачный.

Название компании Retair является симбиозом двух слов – retail и air. Оно отображает суть наших продуктов – мы делаем облачные сервисы для ритейла. Милый факт – наше юр.лицо было зарегистрировано в день Святого Валентина. Это получилось случайно, но мы в компании иногда шутим, что мы «полны любви» :) И в то же время это – правда: мы ловим кайф от того, чем занимаемся.

За последние несколько лет, помимо системы управления запасами, следуя потребностям рынка, мы разработали облачную платформу, состоящую из шести продуктов, позволяющих автоматизировать большинство ключевых рутинных бизнес-процессов в сфере ритейла. Со всеми продуктами платформы можно ознакомиться здесь.

Система управления складскими запасами

Это – наш самый сложный и нетривиальный продукт. Товарные запасы готовой продукции и/или сырья на большинстве предприятий являются значимой составляющей в активе, а зачастую их доля – более 50%. Не обладая автоматизированной системой управления такими важными активами, особенно, когда SKU исчисляются тысячами, компания подвергает себя риску перетаривания или дефицита складских запасов, что прямо сказывается на ее рыночной эффективности. Наше цифровое решение автоматизирует и роботизирует этот процесс, избавляя заказчика от необходимости проводить ежедневную скрупулезную рутинную работу.

Модуль анализирует наличие сырья и товарных запасов, рассчитывает количество позиций для заказа и автоматизирует их перемещение между сетью складов в режиме реального времени. Результат – актуальное наличие достигает показателей выше 98%, улучшается оборачиваемость. Также реализован замкнутый документооборот в учетной системе. Решение подходит для дистрибьюторов, производителей, а также розничных сетей.

Программа обладает интуитивно понятным любому специалисту по логистике интерфейсом: 

Основная рабочая среда системы управления запасами

После запуска проекта мы сразу внедряем систему аналитики, отражающую состояние товарных запасов и динамику развития ключевых бизнес – показателей заказчика в реальном времени: оборачиваемость, клиентский сервис (наличие), запас в деньгах, продажи в деньгах, средние чеки.

Это – редкий шаг на рынке цифровых решений, т.к. многие боятся критики. Мы же гордимся своим продуктом, более того – мы гарантируем улучшение показателей в разных сценариях развития компании, как при кратном росте и масштабировании филиалов, так и в период стагнации.

Система аналитики имеет легкий и понятный интерфейс: функции разбиты на блоки – это не перегружает пользователей. 

Аналитическая панель системы управления запасами

Вся система построена на принципах математической алгоритмизации. Чтобы получить об этом представление, можно почитать нашу статью, где мы описываем принцип  расчета количества товара к перемещению на филиал.

Внедрение программы в бизнес-процессы заказчика длится в среднем от двух до трех месяцев, после этого он за один день запускает «боевую систему» и может начать ей пользоваться. Вот как мы это делаем:

Схема процесса внедрения системы управления запасами

Хотим отметить, что для каждой компании – заказчика мы индивидуально настраиваем программу и прописываем алгоритмы исходя из потребностей. приведем в пример кейс компании “Автопилот” ( https://avtopilot1.ru/ ), которая занимается пошивом чехлов на сиденья автомобилей. С точки зрения планирования готовой продукции у них есть серьезное отличие – модели чехлов на каждую марку и вид машины имеют различные цвета и дизайны. Некоторые модели определенных цветовых решений являются лидерами продаж. А это означает, что нужно вести учет сырья, расходуемого под каждый из дизайнов, делая акцент на лидерах продаж. Мы решили эту задачу: такие модели по каждой марке и виду автомобилей мы объединили в отдельный виртуальный артикул, имеющий свой страховой запас. И когда наступает точка заказа такого артикула, к нему подбиваются остальные артикулы по всем дизайнам. Таким образом, на основе данного виртуального артикула формируется календарь заказов, и все артикулы, которые необходимо запустить в производство, отдаются в тираж согласно этому календарю. Кстати, такой же подход применим к производству одежды. А, например, для производства обуви такой виртуальный артикул формируется на основе приоритетов по продажам определенных размеров каждой модели обуви.

Команда

Над системой работает команда из 15 человек — это аналитики, архитекторы, разработчики, инженеры. В реализации используем как рыночные open-source технологии, так и внутренние наработки. 

Технологический стек:

  • Разработка: C# 7.3, PL/SQL (Postgresql), NodeJS;
  • IDE: Visual Studio 2019, PgAdmin, Visual Code;
  • Инфраструктура: CI – Jenkins + GitLab, код в GitLab;
  • Фреймворки: .ReactJS
  • БД: Postgresql;

Продвижение

Мы ориентированы на b2b-аудиторию: это дистрибьюторы, производители и компании, занимающиеся розничной торговлей. Система управления запасами подходит для любых отраслей.

Наши ключевые методы продвижения – живые или онлайн-презентации, и участие в отраслевых выставках.

Во время проведения презентаций мы демонстрируем рабочую, «боевую» систему управления запасами, и показываем наглядно все ее преимущества.

Монетизация

Как говорилось выше, в качестве бизнес-модели мы выбрали SaaS. Эта аббревиатура означает «software as a service» — «программное обеспечение как услуга». Чтобы внедрить подобное решение самостоятельно, заказчику нужно держать штат минимум из трех программистов стоимостью от 150 до 300 тыс. рублей и большие серверные мощности. Наше облачное решение обходится заказчику меньше стоимости одного такого сотрудника.

Метрики

Здесь нам есть, чем гордиться!


На данный момент платформу используют значимые игроки в сфере фармацевтики и торговли запчастями для автомобилей, включая компании «ПЭК», «Джак автомобиль», «ТракМоторс», «Автопилот» и другие. Программа на данный момент внедрена у заказчиков в 5 отраслях:

У нас самый короткий срок запуска – обычно мы сдаем проект под ключ на 61 – 65 день с момента старта.

Программа легко может управлять центральным складом с 1 миллионом SKU и   распределять их по 100+ филиалам

Общая сумма сэкономленных средств у клиентов компании в 2021 году –

~ 320 млн. руб

Планы

Мы планируем дальнейшее развитие и совершенствование платформы, разработку и внедрение нового функционала.  

Также мы планируем вести постоянную работу над наращиванием пула клиентов. Наша цель на будущий год – вырасти в несколько раз.

Недавно мы начали вести блог в Telegram, завели страничку ВКонтакте, и начали вести блог на VC. Там мы даем полезную информацию о том, как правильно вести учет запасов для максимально быстрого перехода на автоматизированное управление, делимся советами, лайфхаками и кейсами клиентов.

Добавить комментарий